Перспективы развития морского транспорта
Морской флот России понёс большие потери в связи с распадом СССР. Если на начало 1991г. по дедвейту морских судов страна была на четвёртом месте в мире после Либерии, Панамы и Японии, располагая 20 млн. т. тоннажа, то на 1 января 1993г. в России осталось 55% тоннажа (10,6 млн. т), или около 800 единиц транспортного флота. Возраст судов в среднем около 17 лет (сухогрузных - 17 лет, лесовозов - 21 год, наливных и комбинированных - 11 лет, пассажирских - 15 лет). Средний возраст судов в мире - 10-12 лет. Таким образом, флот, которым располагает Россия, довольно старый. По данным ООН, риск неблагополучной перевозки многократно возрастает с увеличением возраста судна. Так, если риск для судна возрастом до 10 лет принять за единицу, то для судна возрастом свыше 20 лет риск составляет от 100 до 200 единиц. Таким образом, до 1996г. должно было быть списано 50% флота.
Потери эти особенно ощутимы в связи с тем, что морской транспорт создавался как единый транспортный комплекс в интересах всех республик. Раздел же морского транспорта произошёл стихийно, без учёта интересов республик, их доли во внешнеторговых перевозках, конкретного вклада в строительство производственных мощностей. В результате подобного раздела и флот, и порты республик бывшего СССР мало отвечают их потребностям в перевозках. Так, например, весь рефрижераторный флот остался в Латвийском пароходстве, пассажирский - в Чёрноморском. За пределами России оказалось около 60% мощности портов бывшего СССР, многие объекты береговой инфраструктуры морского транспорта, построенные в последние годы (порты, отдельные терминалы, морские береговые устройства). Так, Новоталлинский порт в Эстонии, построенный в 1986г., был главнейшим портом СССР для обработки зерна и местом зерновых хранилищ. Порт Рига в Латвии был одним из двух портов в СССР с современными контейнерными терминалами, а Вентспилс в той же Латвии - главным портом для экспорта нефти. В России остался после 1991г. один припортовый элеватор. Требуется также строительство причалов для контейнеров, нефтепродуктов, рефрижераторных грузов. Так, общий грузооборот во всех морских портах Российской Федерации эквивалентен грузообороту двух основных западноевропейских портов вместе взятых - Антверпена и Гамбурга.
Перевооружение флота невозможно без совершенствования и реконструкции портов, их структуры, механовооруженности и т.п. Необходимо постоянно поддерживать оптимальное соотношение между размерами и составом флота и числом, емкостью, оснащением портов. При идеальном количественном и качественном соотношении флота и портов суда будут минимально необходимое время находиться под операциями в портах и максимум времени - в полезном движении.
Флот - наиболее динамичная структура сложной системы, которую представляет собой морской транспорт. Списание физически и морально устаревших судов и пополнение новыми, более совершенными, непрерывно изменяет структуру флота, требования его к портам, их размещению, планировке, механовооруженности и т.п. Через порты ежегодно проходят миллионы тонн импортных и экспортных грузов, что существенно влияет на внешнюю торговлю и в конечном счете на экономику страны. Порты являются стыковыми пунктами между видами транспорта, где возникают и погашаются грузопотоки.
Опыт показывает, что портовое хозяйство в целом отстает в своем развитии. В связи с этим одной из важнейших задач развития морского транспорта является наращивание емкости причалов, причальных глубин, совершенствование механизации и автоматизации погрузочно - разгрузочной техники, развитие портовой сети железнодорожного транспорта, автодорог, конвейерного и трубопроводного транспорта, обеспечивающих наиболее рациональное взаимодействие видов транспорта в транспортных узлах, прямых грузовых операций. Глубокая специализация флота привела к необходимости тщательной увязки техники, технологии и организации работ.
В настоящее время в правительственных кругах подготавливается соответствующее постановление и разрабатывается план мероприятий по реализации указа президента России от 4 марта нынешнего года, что Морская доктрина Российской Федерации будет разработана в этом году. План нацелен не только на разработку Морской доктрины - он предусматривает и такие акции, как усиление государственной поддержки развития всех видов отечественной морской деятельности. В нём особый акцент делается на укрепление береговой инфраструктуры, на широкое привлечение для этого различных видов государственных и негосударственных средств, образование специальных фондов, укрепление морского законодательства страны, на придание ФЦП «Мировой океан» статуса президентской и многое, многое другое, способствующее развитию нашей морской деятельности. Достаточно сказать, что только одно принятие такого документа, как Морская доктрина, в корне изменит ведомственный подход к решению проблем укрепления морской мощи России и обеспечит устойчивое развитие каждой её составляющей в самых различных районах страны. Такая доктрина даже в условиях ограниченного финансирования станет действенным инструментом общегосударственной системы регулирования и управления морской деятельностью государства, гарантом решения целей и задач, поставленных программой, и будет во многом способствовать достижению общесистемного экономического эффекта в обеспечении национальных интересов России в Мировом океане в целом, а также содействовать укреплению международного авторитета нашего государства как великой морской державы в условиях рыночных отношений. Системный подход к развитию всех видов морской деятельности неизбежно требует государственного регулирования, даже управления ими.
Для успешного социально-экономического развития Российской Федерации в целом и всех её прибрежных и внутриконтинентальных регионов неизбежна и необходима её многосторонняя деятельность в Мировом океане. Понимание этого определяет будущее нашей Родины, её место и роль не только в XXI веке, но и последующие периоды, саму возможность благополучной жизни народов России в целом и надолго.