admin

Кораблестроительные программы

Российское Морское министерство, учтя опыт Крымской войны, разработало первую послевоенную кораблестроительную программу, предусматривавшую создание нового парового военно-морского флота. Его первенцами стали деревянные низкобортные винтовые клиперы и корветы водоизмещением 600 т. За короткий срок было построено 12 таких винтовых клиперов и 14 корветов. Эти корабли и стали на первое время основой нового парового флота.


В 1867 г. членом Кораблестроительного отдела Морского технического комитета А.А. Поповым был разработан проект мореходного броненосца небывалого до тех пор водоизмещения - в 10 тыс.т. Корабль спустили на воду 15 августа 1872 г., и в ознаменование 200-летия со дня рождения Петра I он был назван “Петр Великий”. Этот корабль стал первым в мире брустверно-башенным боевым броненосцем. Главное его отличие от предшественников состояло в том, что обе орудийные башни главного калибра с поворотными механизмами, основания дымовых труб, котельные вентиляторы и рулевые рубки были защищены возвышавшимся над верхней палубой мощным броневым бруствером толщиной 356 мм. Полное водоизмещение броненосца составляло 10105 т, длина - 100,6 м, ширина 19,3, а осадка - до 7,5 м. Двухвальная энергетическая установка суммарной мощностью 8258 л.с. обеспечивала ему максимальную скорость 14,3 узла (27 км/ч). При запасе угля в 2000 т “Петр Великий” мог пройти до 3600 миль (6667 км). Броневая защита, кроме бруствера, состояла из броневого пояса толщиной 203-356 мм, шедшего по всей длине корабля. Палубная броня имела толщину 76 мм. В двух вращающихся башнях размещались четыре 305-мм орудия. Кроме них, в состав вооружения “Петра Великого” входили четыре 87-мм, шесть 47-мм, четыре 37-мм и одно 73-мм орудия, а также два подводных торпедных аппарата. Экипаж броненосца составлял 440 человек. По своим тактико-техническим данным “Петр Великий” стал одним из сильнейших броненосцев в мире.


В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. русский флот впервые в истории применил минно-торпедное оружие. 12 августа 1877 г. пароход “Великий князь Константин”, подойдя, к Сухумскому рейду, спустил на воду три паровых минных катера-“Наварин”, “Синоп” и “Минер”. Они подвели мины под турецкий броненосец “Ассари Шевкет” и взорвали его. Операцией руководил ученик Г.И. Бутакова командир парохода “Великий князь Константин” капитан-лейтенант С. О. Макаров. По его проекту пароход “Великий князь Константин” был вооружен четырьмя паровыми минными катерами (“Чесма”, “Наварин”, “Синоп” и “Минер”). Они имели водоизмещение 6 т, длину до 20 м и скорость хода до 10 узлов (18 км/ч). Каждый катер был вооружен шестовой либо буксируемой миной, а позже - торпедой, выстреливаемой из деревянного торпедного аппарата. 14 января 1878 г. катера “Чесма” и “Синоп”, преодолев сильный артиллерийский огонь противника, успешно атаковали двумя самодвижущимися минами-торпедами и потопили турецкий сторожевой пароход “Интибах”, стоящий на Батумском рейде.


На очереди стояло создание более крупных торпедоносных кораблей, которые, по словам С.О. Макарова, имели бы “сносные морские качества”, чтобы их боевое использование не зависело от погоды.