Миноносец "Новик"
В 1908 г. командующим Морскими силами Балтийского моря был назначен контр-адмирал (впоследствии адмирал) Н.О. фон Эссен. Его энергичная (даже в ущерб собственному здоровью) деятельность на этом посту, организаторские способности. знания и большой опыт позволили за сравнительно короткий срок коренным образом улучшить организацию боевой подготовки Балтийского флота, поднять ее на качественно новый уровень, обеспечивший отражение попыток германского флота овладеть инициативой на Балтийском театре военных действий (прежде всего искусной постановкой минных заграждений).
К концу 1905 г. Особый комитет в основном закончил свою работу по строительству кораблей для Балтийского флота и на оставшиеся 2 млн. руб. решил заказать Путиловскому заводу последний эскадренный миноносец, который получил название “Новик”.
В состав Балтийского флота “Новик” вошел в октябре 1913 г. Его создание и строительство последующих кораблей этого типа - одна из ярких страниц в истории отечественного военного судостроения. При водоизмещении 1260 т, длине 98,0 м и ширине 9,3 м энергетическая установка “Новика” состояла из трех паровых турбин и шести водотрубных котлов. В истории Российского флота это был первый турбинный боевой корабль. При мощности турбин 41910 л.с. эсминец на ходовых испытаниях развил скорость 37,3 узла (69,1 км/ч), установив мировой рекорд скорости для военных кораблей.
Торпедное вооружение “Новика” состояло из четырех двухтрубных торпедных аппаратов на вращающихся основаниях с диаметром труб 450 мм. Не менее мощным было артиллерийское вооружение - четыре 102-мм пушки с дальностью стрельбы до 120 кабельтовых (22,2 км). Хорошая кучность боя обеспечивалась большой длиной орудийных стволов. Эсминец мог принять на борт 50 якорных мин. Ни один из новейших германских эсминцев не мог соперничать с “Новиком”. “Новик” и последующие корабли этой серии прошли славный боевой путь, показав завидное долголетие. Они выдержали по нескольку капитальных ремонтов и модернизаций.
После окончания Гражданской войны “новики” вместе с другими боевыми кораблями вошли в состав советского ВМФ. В 1925 г. эсминцы этого типа были названы именами “пролетарских вождей”. Сам “Новик” получил название “Яков Свердлов”. С началом Великой Отечественной войны в борьбу с фашистским флотом вступили и другие ветераны Балтики - эскадренные миноносцы “Ленин”, “Карл Маркс”, “Энгельс”, “Яков Свердлов”, “Калинин”, “Володарский” и “Артем”. Однако их боевой путь на этот раз оказался недолгим - все они погибли под ударами вражеской авиации или подорвались на фашистских минах уже в первые месяцы войны. “Яков Свердлов” погиб 28 августа 1941 г., подорвавшись на мине, при переходе боевых кораблей и транспортов из Таллина в Кронштадт. Всего в ходе войны погибло десять из 17 “новиков”. Эсминцы “Незаможник”, “Железняков”, “Куйбышев” и “Войков” были награждены орденом Красного Знамени. Эти корабли, а также эсминцы “Карл Либкнехт”, “Урицкий”, “Сталин” продолжали и после войны нести боевую службу, а затем находились в строю в качестве учебных кораблей до начала 50-х годов.