Появление пароходов
Родоначальником первых русских “стимботов” или “пироскафов” (так тогда на английский манер называли пароходы) стало судно, построенное в 1815 г. в Петербурге на заводе Берда и известное иногда в литературе под названием “Елизавета”. Его корпус представлял собою копию так называемой тихвинской лодки и имел длину 18,3 м, ширину 4,57 и осадку 0,61 м. Установленная на судне балансирная паровая машина мощностью 4 л.с. и частотой вращения вала 40 об/мин приводила в действие бортовые колеса диаметром 2,4 м и шириной 1,2 м, имевшие по 6 лопастей. Над палубой судна возвышалась железная труба высотой 7,62 м, несущая на себе при попутном ветре парус. Скорость парохода достигала 5,8 узла (10,7 км/ч). Первый официальный рейс пароход Берда совершил из Петербурга в Кронштадт 3 ноября 1815 г. со средней скоростью 5 узлов.
По официальной справке, к 1820 г. на русских реках уже плавали или были готовы к спуску пятнадцать пароходов, а к двадцатилетнему юбилею первого рейса парохода Берда в России насчитывалось 52 парохода. Однако военный флот России оставался по-прежнему парусным. В результате мощные парусные корабли Черноморского флота в Крымской войне 1853-1856 гг. оказались пригодными лишь для того, чтобы, будучи затопленными, преградить путь флоту противника в Севастопольскую бухту.
Возможности парового флота продемонстрировал 5ноября 1853 г. первый в истории бой паровых судов - 11-пушечного колесного пароходофрегата “Владимир” под флагом начальника штаба Черноморского флота вице-адмирала В.А. Корнилова с 10-пушечным турецко-египетским пароходом “Перваз-Бахри”. Командир пароходофрегата капитан-лейтенант Г.И. Бутаков, используя высокую маневренность “Владимира”, держался в пределах кормовых курсовых углов турецкого парохода, ведя меткий артиллерийский огонь по противнику. После трехчасового боя “Перваз-Бахри” был вынужден спустить флаг.
Впоследствии, обобщив опыт использования пароходофрегатов в Крымской войне, Г.И. Бутаков создал труд “Новые основания пароходной тактики”, служивший для моряков Российского флота основным документом при боевом использовании паровых и броненосных судов.