Регулирование торговли на уровне предприятий и организаций
“Механизм государственного регулирования торговой деятельности будет не полным, если не рассмотреть выполнение функций и методов на уровне основного звена -предприятий и организаций.
В задачи государственного регулирования торговли на уровне организации входит:
· принятие законодательных документов и нормативных актов, контроль за их исполнением, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов организаций;
· регулирование предложения путем повышения эффективности производства и гарантированного сбыта продукции (установление государственного и коммерческого заказов);
· ослабление прямых форм вмешательства и командно-бюрократического контроля за деятельностью предприятий и организаций торговли;
· создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров по каналам товародвижения;
· обеспечение товарно-денежного, бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой и ценовой политики;
· контроль за соблюдением норм трудового законодательства и регулирование частного найма и порядка оплаты труда.
Реализация этих задач требует создания необходимых экономических и других условий в сфере управления. Каждая задача требует выполнения определенных функций и методов управления на уровне организаций. В свою очередь, содержание каждой функции управления определяется спецификой задач, которые выполняются в рамках этой функции. Сложность задач определяет всю сложность управления и его функций.”
Это положение имеет важное значение для раскрытия сущности и роли отдельных функций управления, которые в современных условиях расширились, усложнились и видоизменились в связи с ростом масштабов хозяйственной деятельности торговых организаций.
“Но осуществление регулирования деятельности на основе общих функций управления не позволяет полностью выполнить весь комплекс работ для достижения целей организации. В этой связи в процессе регулирования на микроуровне следует выделять более конкретные, частные функции.
Частными функциями регулирования следует считать:
· принятие решений;
· коммерческий и внутрифирменный расчет;
· управление материально-технической базой торговли и транспортно-экспедиционными операциями;
· управление товарными ресурсами;
· заключение договоров купли-продажи и поставки товаров;
· организацию приемки товаров по количеству и качеству;
· регулирование развития торгово-хозяйственных процессов;
· кадровое обеспечение;
· контроль и учет за ходом развития процесса;
· координирование и регулирование деятельности системы;
· организацию обслуживания потребителей.
Часть этих функций регулируется государством, а часть находится в оперативно-хозяйственном ведении руководителя организации.
Выполнение общих и частных функций управления связано с решением конкретных задач с помощью определенных методов управления. Так, для реализации функции маркетинга необходимо применение методов разработки внутрифирменных программ маркетинга и прогнозов развития, для функции планирования -выполняется ряд методов анализа, планирования и прогнозирования и т.д.
Функции, методы управления, экономические рычаги и инструменты взаимосвязаны между собой в единый экономический (хозяйственный) механизм управления на уровне организации.
Вопросы хозяйственной деятельности регламентируются, прежде всего, уставом торгового предприятия, системой целевых показателей, внутренних нормативов и требований по отдельным вопросам организационно-управленческой, экономической и финансовой деятельности предприятия.
При переходе от распределительного и директивного управления к регулирующему воздействию система государственного регулирования торговли должна строиться: во-первых, с учетом финансово-хозяйственной самостоятельности (автономии) организации и, во-вторых, исходя из условий децентрализации управления, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями.”
Совершенствование механизма государственного регулирования торговли на уровне субъектов и предприятий предусматривает преобразование структур управления, основанных на разграничение функций государственного регулирования торговли и непосредственного оперативно-хозяйственного руководства, что предполагает развитие самостоятельного хозяйствования и самоуправления предприятиями с различными формами собственности.