Воздушный транспорт
Быстрое развитие техники и потребности в высокоскоростных перевозках особо ценных грузов, почты и пассажиров привели к тому, что после Первой мировой войны стал быстро формироваться воздушный транспорт. Последующее развитие его происходило стремительными темпами.
Дальнейшее развитие авиационного транспорта также шло быстрыми темпами. К концу 90-х годов грузооборот достиг 293 млрд. км, в том числе в международном сообщении 189 млрд. т-км. Число пассажиров увеличилось до 2244 млн., включая 1252 млн. на международных линиях.
Развитие авиационной техники в XX в. воплощалось прежде всего в совершенствовании двигателей и улучшении конструкции летательных аппаратов. Легкие и сравнительно более простые поршневые самолеты во второй половине столетия заменялись реактивными. В 60-х годах с рос-том воздушных грузовых перевозок в эксплуатацию стали активно вводиться тяжелые грузовые летательные аппараты. Примерно в это же время увеличение пассажиропотоков стимулировало создание самолетов с большой вместимостью. Появились аэробусы.
В течение всего XX в., особенно его второй половины, возрастали скорости машин и дальность их полета. В последние годы на первый план вы-шла проблема топливной экономичности и защиты окружающей среды. При этом экологические требования включают и снижение шума.
Если судить по основным параметрам, внешне положение на воздушном транспорте было благополучным. В 1945 г. число пассажиров пере-везенных воздушным транспортом составило 0,6 млн., в 1955 - 2,5 млн., в 1965 г. - уже 42,1 млн. Соответственно увеличивался пассажирои грузооборот автотранспорта.
Однако положение серьезно изменилось с распадом Советского Союза. Данные по России свидетельствуют, что пассажирооборот упал с 159,5 млрд. пасс.-км в 1990 г. до 53,4 млрд. в 1999 г., а грузооборот снизился с 2,6 млрд. до 2,3 млрд. т-км. Численность пассажиров составила 21,7 млн., а количество грузов - 540 тыс. т. Среди экономических причин трудностей, с которыми сталкивается российская авиация в рыночных условиях, особое место занимает низкая платеже-способность потенциальной отечественной клиентуры.