Зарождение новой авиации
Принципиальным усовершенствованием самолета является его превращение из винтомоторного в реактивный. Чтобы поднять скорость полета ставится более мощный двигатель. Однако на скоростях свыше 700 км час прироста скорости от мощности двигателя не удается достигнуть. Выходом из положения является применение реактивной тяги. Применяется турбореактивный /ТРД/ или жидкостный реактивный /ЖРД/ двигатель. Во второй половине 30-х годов в СССР, Англии, Германии, Италии, позже - в США усиленно создавался реактивный самолет. В 1938 г. появились пер вые в мире, немецкие реактивные двигатели БМВ, «Юнкерс». В 1940 г. совершили пробные полеты первые реактивные самолеты «Кампини-Капрони», созданные в Италии, позже появились немецкие Ме-262, Ме-163 и ХЕ-162. В 1941 году в Англии испытан самолет «Глостер» с реактивным двигателем, а в 1942 г. испытали реактивный самолет в США - «Айроко мет». В Англии вскоре был создан двухмоторный реактивный самолет «Метеор», который принимал участие в войне. В 1945 году на самолете «Метеор-4» был установлен мировой рекорд скорости 969, 6 км/час.
В СССР в начальный период практическая работа над созданием реактивных двигателей проводилась в направлении ЖРД. Под руководством С. П. Королева., А. Ф. Цандера конструкторы А. М. Исаев, Л. С. Душкин разработали первые отечественные реактивные двигатели. Пионером турбореактивных двигателей стал А. М. Люлька.
В начале 1942 года Г. Бахчиванджи совершил первый полет на реактивном отечественном летательном аппарате. Вскоре этот летчик погиб при испытаниях самолета.
Работы по созданию реактивного самолета практического применения возобновились после войны созданием ЯК-15, МиГ-9 с использованием немецких реактивных двигателей ЮМО.
С началом ХХ века авиация развивается очень быстрыми темпами. Во всем мире изобретатели создают одну за другой различные конструкции самолетов. Не отстают от зарубежных коллег и русские инженеры. В 1909-1914 годах Я. М. Гаккель, Д. П. Григорович, В. А. Слесарев и другие конструкторы создали целый ряд самолетов, не уступающих по своим летным качествам зарубежным образцам.
После Октябрьской революции началось бурное развитие авиации. В 20-е годы в стране начинают работать конструкторские бюро (КБ) под руководством А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, Д. П. Григоровича и других конструкторов.
После войны советская авиация стала переходить на реактивные самолеты. Начатые еще в 1941 году работы над созданием реактивного самолета Би-1 привели к созданию целого семейства «без винтовых» летательных аппаратовМиГ-9, Як-15, Ла-15. В 50-е годы конструктору и летчики начали штурм звукового барьера. Одним из первых в мире преодолел этот барьер самолет МиГ-19 конструкции А. И. Микояна и М. И. Гуревича.
Не оставались в долгу конструкторы и перед гражданской авиацией. Творческим коллективом под руководством А. Н. Туполева был разработан первый в мире пассажирский реактивный самолет ТУ-104. В 1960-е годы на воздушной линии страны вышел один из самых больших в мире транспортных самолетов АН-22 («Антей»), разработанный в конструкторском бюро О. К. Антонова.
Сейчас воздушные линии страны и ближнего зарубежья обслуживают самолеты Ил-62, Ил-86, Як-40, Як-42, Ту-134, Ил-76, Ан-124, вертолеты Ми-6, Ми-10, Ка-26.