Краткий словарь морских терминов
Адмиралтейство Британское (Британское адмиралтейство) – высший орган управления и командования военно-морскими силами Великобритании.
Адмиралтейский якорь – якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими на своих рогах треугольные лапы, и штоком, укрепленным на верхней части веретена в плоскости, перпендикулярной плоскости рогов.Название адмиралтейский якорь
появилось в 1852 году после больших натурных испытаний якорей различных конструкций, проведенных Британским адмиралтейством.
Бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.
Бакштов – трос, выпущенный за корму стоячего на якоре судна, для за крепления шлюпок, катеров и других мелких судов.
Балясина – точеный реек, служащий ступенькой у штормтрапа. Банка – доска, служащая поперечным креплением набора шлюпки и сиденьем для гребцов.
Барабан шпиля – вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или – швартовного троса.
Бензель – перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она де лается толстым тросом, то называется найтовом.
Беседка – деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сидением при подъеме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт.
Битенг – деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.
Блок со свитнем – блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа.
Блоки – простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а так же для изменения направления хода тросов при их тяге.
Брам-бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков стеньги.
Брам-гинцы – маленькие тали, ввязываемые в брам-фал. Брамсель – прямой парус, подымаемый на брам-стеньге над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте – фор-бом-брамсель, на грот-мачте – грот-бом-брамсель и на бизань-мачте – крюйс-бом-брамсель.
Брам-стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги. Брам-фал – снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, им же поднимают реи под бом-салинг при постановке брамселей.
Брас – снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).
Брашпиль – машина для подъема якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.
Бросательный конец – линь, имеющий на одном конце парусиновый, на битый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причалана судно) швартовные тросы.
Бугель – плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.
Бугель с обухами – стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).
Буйреп – трос, закрепленный, за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.
Буксир – 1. Трос, при помощи которого буксируют суда. 2. Буксирное судно, предназначенное для буксировки других судов.
Булинь – снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса.
Бушприт – рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметраль ной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов – кливеров.
Бык-гордень – снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею
Ванты – снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков и несколь ко сзади мачты, стеньги, брам-стеньги и т. п.
Вельпсы – выступы в виде ребер, сделанные на барабане шпиля, чтобы наматываемый трос не скользил.
Верп – вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой. служащий для снятия судна с мели путем его завоза на шлюпках.
Веретено якоря – массивный стержень, к нижней части которого при креплены рога адмиралтейского якоря или лапы втяжного.
Взять рифы – уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных парусов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на рее– у прямых.
Выбирать слабину троса– подтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.
Выбленки – отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.
Выстрел – горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна.
Гак – стальной крюк, прикрепленный к концу тросов и цепей, служащий для подъема шлюпок, груза и для буксировки.
Галета – сухарь из ржаной или пшеничной муки, употреблявшийся на кораблях военного парусного флота при отсутствии хлеба.
Гафель – 1. Рангоутное дерево, к которому пришнуровывается верхняя шкаторина косого паруса. 2. Рангоутное дерево, поднимаемое вдоль мачты – под углом для несения днем на ходу флага, а ночью – гафельных огней.
Гик – горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на не большой высоте над палубой и обращенное свободным концом к корме суд на. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.
Гинцы – небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-ни будь -снасть.
Гитовы – снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых пару сов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.
Гордень – снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.
Грот – 1. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-рею. 3. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.
Грот-мачта – вторая от носа мачта корабля.I
Дирик-фал – снасть бегучего такелажа, служащая для подъема до места искового конца гафеля.
Драёк – инструмент для такелажных и парусных работ, представляю щий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заостренными конца ми. Употребляется какрычаг при выдрайке концов.
Драйреп– снасть для подъема марса-рея
Дректов – якорный канат шлюпочного якоря (дрека).
Каболка – самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.
Калышка – петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.
Клевант – 1. Конусообразный кусок твердогодерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался. 2. Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы, с круглой выточкой (кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются.
Клетень – слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладываемый вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Клетневание – особый вид такелажной работы, заключающийся в следу ющем – на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый ее шлаг перекрывал следующий. Покрыв таким образом весь трос клетневиной и укрепив ее концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Кливер – косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты.
Кнехты – парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием-плитой. Кнехты устанавливаются на палубе и носовой, кормовой частии бортов судна и служат для крепления тросов при швартовке.
Кноп – узел в виде утолщения на конце для удержания или закрепления коренного конца.
Колышка – род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.
Конец коренной– условное название закрепленного или же не ис пользуемого в работе конца троса.
Конец ходовой условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.
Коуш – металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.
Кофель-нагель – деревянный или металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый и гнездо кофель-планки для завертывания на него снастей бегучего такелажа.
Кофель-планка – деревянный или металлический брус с отверстиями для чофель-нагелей. прикрепленный горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта,
Кренгельс – кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стро пы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж.
Кубрик – 1. Жилое помещение для команды. 2. Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.
Легость – 1. Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с ку лак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи. 2. В торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец.
Леер – металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т. д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, за меняющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемыедля предотвращения падения люден за борт во время шторма.
Линёк – короткая веревка, с палец толщиной, с узлом на конце, для наказания матросов на старом флоте.
Линь – тонкий растительный трос диаметром от 3.8 до 11,2 миллиметров, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.
Лисели – дополнительные паруса в форме трапеций, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах.
Лисель-реек – реек, к которому пришнуровывается лисель. Лисель-спирты – тонкие рангоутные деревья на фока– и грота-реях и на фор– и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.
Лопарь – трос, основанный между блоками или юферсами.
Лот – прибор для измеренияглубин. По принципу устройства лоты подразделяются на ручные, механические и эхолоты.
Лотлинь – линь или трос, к которому прикрепляется груз (гиря) лота.
Люверс – круглая, обметанная ниткой или отделанная медным кольцом дырка в парусе, тенте и т. п.
Манильский трос – трос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака – прядильного банана. Манильский трос крепче пенькового на 70% и легче на 25%, он не боится – морской воды. Однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и не выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька.
Марка – несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце троса для предотвращения его расплетания.
Марс (марсовая площадка) – площадка на топе составной мачты, при крепленная к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и мелко калиберные орудия.
Марса-гитовы – одна из снастей бегучего такелажа, с помощью кото рой убирают марсели.
Марса-драйреп – снасть бегучего такелажа марса-реев. На марса-драй-репах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда марсель закреплен.
Марса-рей – рей, к которому привязывается марсель: второй снизу рей на мачте.
Марсель – второй снизу на мачте парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем.
Мачта – вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для уста новки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д.
Мусинг – кноп, сделанный не на конце спасти, а в середине.
Нок – конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафеля, рея и т. д.).'
Обух – болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части.
Огон – кольцо из троса, сделанное на конце или в середине его. Этим кольцом обычно спасть надевается на рангоутное дерево.
Оплетка – конец снасти, заплетенной особым способом для предотвращения его от развнвки. Обычно оплетками заделываются концы всего бегу чего такелажа. Кроме того, оплетками покрывают сплесни на такелаже и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр.
Отдать конец – отвернуть конец с кнехта, за который он был завернут,или выпустить его, если он держится в руках: отвязать и отпустить конец с берега или с другого судна.
Оттяжка – трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью ко торого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении,
Пал – чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые заводятся швартовы.
Пеньковый трос – растительный трос, изготовленный из волокон луба конопли.
Перлинь – трос кабельной работы, окружностью от 4 до 6 дюймов (102-152 миллиметра).
Перты – закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.
Прихватить – слегка закрепить: наскоро привязать. Прихватить что-либо каболкой – это значит подвязать временно.
Прядь – вторая по толщине составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок. Раздернуть снасть – полностью отпустить, ослабить снасть.
Рангоут – деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несенияпарусов, выполнения грузовых работ, подъема сигналов и т.д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы, утлегарь, лисель-спирты и пр.), которые иначе называются рангоутными деревьями.
Растительный трос – трос изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавы, кокоса и др.).
Реи – рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.
Риф-леер – снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса риф-сезнями при взятии рифов.
Риф-сезень – конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязыва ния паруса, когда берется риф.
Риф-штерты – короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых па русных судах.
Рундук – ялик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.
Рым – металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.
Салинг -деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения стеньги с ее продолжением в высоту – брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам– и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев – лонга-салингов, двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев – краспиц и ко роткого бруса, параллельного краспицам, – чака.
Свайка – железный конический гвоздь (иногда изогнутый) с плоской го ловкой. Служит для пробивания прядей троса и других такелажных работ.
Свистов – тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, встав ленных в гнезда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выска кивали из своих мест, в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того, чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки.
Сей-тали – тали, основанные между двухшкивными и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.
Скоба якоря – скоба, введенная своим болтом в проушину веретена якоря; служит для крепления к якорю цепного каната.
Слабина троса – провисание, излишек не туго натянутой снасти.
Сплесень – соединение троса в месте разрыва: мести, где сделано сращение оборванного троса.
Стаксели – косые паруса треугольной формы.
Стень-бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие стеньги.
Стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением мачты вверх. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте стеньгам даются до полнительные наименования: на фок-мачте – фор-стеньга, на грот-мачте – грот-стеньга и на бизань-мачте – крюйс-стеньга.
Стень-ванты – снасти стоячего такелажа, с помощью которых стеньга удерживается с боков и чуть сзади.
Стоячий такелаж – такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута.
Стравливать – ослаблять, выпускать трос или снасть до отказа. Стрела грузовая – приспособление для погрузки и выгрузки грузов. Изготовляется из дерева или металла и оснащается такелажем из стальных или растительных тросов.
Стренди – составные части троса, из которых скручиваются тросы кабельной работы. Стренди свиваются из прядей, пряди – из каболок, а каболки – из растительных волокон или из проволоки.
Строп грузовой – приспособление для подъема грузов на гаке стрелы или кране. Изготовляется из растительных или стальных тросов.
Схватка – временное прикрепление конца троса к его средине с помощью линя или шкимушгара.
Такелаж – все снасти на корабле, служащие для крепления рангоута и для управления им и парусами; разделяется на стоячий и бегучий. Первый служит для поддержки и укрепления рангоута, второй – для уборки и постановки парусов, подъема и спуска частей рангоута, грузов и сигналов.
Тали – грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (под вижного и неподвижного), соединенных между собой тросом, один конец которого укреплен неподвижно у одного из блоков. •••
Талреп винтовой – приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртроса, лееров и т. п.
Топ – верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.
Топенант – снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.
Травить – выпускать, ослаблять трос или снасть.
Трап – так называют на кораблях все лестницы, где бы они ни находи лись и какой бы они ни были конструкции.
Трап-балка – балка, имеющая вид невысокой поворотной шлюп-балки, снабженная талями. Служит для поддерживания нижней площадки заборт ного трапа.
Тренд – место стыка нижних концов рогов и нижней части веретена ад миралтейского якоря.
Тренцевание – особый вид такелажной работы, заключающийся в следу ющем: туго растянутый и смазанный смолой трос обвивают по спуску шкимушгаром, линем или тонким тросом, носящим название трень
, чтобы заполнить ими углубления (борозды) между прядями тренцуемого троса. После этого трень прогоняют по спуску драйком, чтобы она легла вровень и запол нила промежутки между прядями. Это делают для того, чтобы воспрепятствовать скоплению воды в углублениях.
Тросы – общее наименование канатно-веревочных изделий. В зависимости от материала тросы бывают: стальные, растительные – из волокон трав и растений (пеньковые, манильские, сизальские, кокосовые и др.), комбиниро ванные (из стальных проволок и растительных волокон), а также из искусст венных волокон -(капроновые, нейлоновые, перлоновые. На военных кораблях тросы используются для стоячего и бегучего такелажа, для буксирных концов и швартовов, в погрузочных устройствах, в минно-траловом деле, для крепления предметов на корабле, такелажных работ и др.
Тяжеловес – 1. Грузовое место массой 10 т и более. 2. Грузовая стрела для подъема грузов массой более 10 т.
Утлегарь – рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта. Утка – точеная деревянная планка или отливка, закрепленная неподвижно и служащая для крепления тонких тросов, например флаг-фалов, фалиней. Фалинь – трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки. Фок – прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) ко рабля. Привязывается к фока-рею.
Фок-мачта – передняя матча на корабле, т. е. первая, считая от носа к корме.
Фок-марса-рей – горизонтальное дерево рангоута, несущее парус марс. Фока-рей – нижний рей на фок-мачте.
Фалы – снасти. служащие для подъема некоторых рангоутных деревьев (реев, гафелей), парусов (кливеров, стакселей), флагов. В зависимости от назначения получают дополнительные наименования, например марса-фал, кливер-фал сигнальный фал и пр.
Фордун – снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижние концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант.
Швартов – растительный или стальной трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).
Швартовка -подход и закрепление судна с помощью канатов (тросов) к причалу, пирсу, стенке или набережной, или к другому судну.
Швартовное устройство – шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или у борта другого судна.
Шканцы – часть верхней палубы между грот-мачтой и бизань-мачтой. Шкаторина – кромка, паруса, обшитая ликтросом.
Шкентель – короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза.
Шкентель с мусингами – растительный трос, на котором через каждые 30—40 сантиметров сделаны кнопы. Служит для лазания вместо трапов, на пример в шлюпку, стоящую под выстрелом.
Шкентросы – короткие веревки, которые одним из своих концов крепятсяза люверсы у малых оснований подвесной койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты.
Шкив – колесо, сделанное из металла или бакаута, насаженное на ось и имеющее по наружной цилиндрической поверхности желоб (кип) для троса.
Шкимушгар – однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обыч но свивается из двух или трех каболок.
Шкот – снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний зад ний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти,закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.
Шлаг– петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета.
Шпиль – большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъема якоря и выбирания швартовных концов.
Штаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости вертикальные рангоутные деревья – мачты, – стеньги и пр.
Штерт – короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.
Штормтрап – веревочная лестница с деревянными ступеньками, опущен ная ни наружному борту или подвешенная к выстрелу и служащая для подъема на корабль.
Юферс – круглый деревянный блок без шкива с тремя сквозными дыра ми. На старинных парусных кораблях юферсы ввязывались в нижние концы вант.