Морские термины
Словарь специальных морских терминов
Бакштаг — снасть стоячего такелажа судна, являющаяся поперечным (боковым) креплением стеньг. Б. также называются боковые крепления труб, шлюпбалок, стоек, компасов и т.д.
Бакштов — трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.
Банка — доска, служащая поперечным креплением набора шлюпки и сиденьем для гребцов.
Битенг — деревянная или металлическая тумба для крепления тросов.
Брас — снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости («брасопить» рей).
Брасики — короткие штерты, прикрепленные к поперечному шлюпочному румпелю и служащие для поворота руля.
Бросательный конец — линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал или другое судно швартовные тросы.
Буйреп — трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.
Бушприт — рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стены передней мачты, а также, такелаж косых парусов — кливеров.
Бык-гордень — снасть бегучего такелажа судна, с помощью которого при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.
Ванты — снасти стоячего такелажа, крепящие мачты и стеньги с боков.
Верп — вспомогательный якорь, наименьшего веса из имеемых на судне.
Выбленки — отрезки тонкого троса, укрепленные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.
Выстрел — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное над водой перпендикулярно борту судна. В. предназначен для крепления шлюпок, а также посадки в шлюпки членов экипажа судна.
Гак — крюк, применяющийся для крепления тросов и цепей при подъеме шлюпок, грузовых операциях, буксировке и т. д.
Гафель — рангоутное дерево, подвешенное позади мачты на снастях, 4 называемых гафель-гарделем и дирик-фалом. К гафелю пришнуровываются 4 верхние шкаторины косых парусов: триселя или бизани, а на малых судах — фока и грота.
Гик - горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом (ноком) к корме судна. К гику крепится нижняя шкаторина косого паруса.
Гитовы — снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.
Драйреп — часть фала рея, представляющая собой стальной трос, пропущенный через шкив в стеньге.
Дректов — якорный канат шлюпочного якоря (дрека) .
Каболка — составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.
Калышка — петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.
Клетневание — это обматывание троса узкой полоской парусины, а затем поверх нее — парусной ниткой, шнуром, шкимушгаром или линем, в зависимости от толщины троса, чтобы сделать поверхность троса более ровной. На яхтах обязательно клетнюют все огоны и сплесни на стальных тросах.
Колышка — род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля из троса.
Конец коренной — условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.
Конец ходовой - 'условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.
Кип - желоб для троса на поверхности блока, шкива, юферса и т. п.
Киповая планка - металлическая деталь, прикрепленная к палубе или к планширю судна и имеющая два прилива для изменения направления тросов. Иногда киповая планка снабжается вертикальными вращающимися роульсами.
Клюз — отверстие в фальшборте для подачи швартовых концов и буксиров. Кроме указанных клюзов, имеются клюзы для якорных цепей, прорезанные в носовой части обшивки и в палубе полубака судна. Клюзы укрепляются металлическими приливами.
Кнехты — парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием — массивной плитой. Кнехты устанавливаются на палубу в носовой, кормовой части и вдоль бортов судна и служат для крепления тросов при швартовке.
Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, для растягивания тентов, сушки белья и т. д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, протягиваемые вдоль судна во время шторма, для предотвращения падения людей за борт.
Линь — растительный трос тросовой работы, окружностью до 25 мм. Лини свиваются из каболок и, в зависимости от качества материала (волокон), способа изготовления, а также количества каболок в прядях и самих прядей, имеют различные наименования (см. Приложение № II). Для сигнальных фалов и в качестве лаглиня употребляются плетеные лини.
Лопарь — трос, основанный между блоками или юферсами.
Лот — прибор для измерения глубин. По принципу устройства лоты подразделяются на ручные, механические и эхолоты.
Лотлинь — линь или трос, к которому прикрепляется груз (гиря) лота.
Мачта — вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов (для чего она вооружается соответствующим рангоутом), для установки грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, подъёма флажных сигналов и т. д.
Нок — конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гик, гафель, рей и т.д.).
Огон - постоянная петля на конце троса или в середине троса. Часто формируется путём пробивки прядей троса. (см. отдельный раздел по ОГОНАМ на нашем сайте).
Оттяжка — трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении.
Пал — см. битенг.
Перты — закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.
Прядь — составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок.
Прядь ходовая — условное название пряди троса, пробиваемой под другие пряди (обносимой вокруг других прядей) при сплеснивании тросов, изготовлении огонов, кнопов, мусингов и т. д.
Рангоут — деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъема сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы); которые иначе называются рангоутными деревьями.
Рей — горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину и служащее для крепления прямого паруса.
Риф-штерты — короткие тросы, ввязанные в люверсы паруса и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке.
Румпель — деревянный или металлический брус или сектор, насаженный на голову руля и служащий для его поворота.
Рым — металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. д. Рымы устанавливаются на палубе и фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных .
Сей-тали — тали, основанные между двухшкивными и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.
Сей-шкентель — короткий стальной трос с коушем или блоком на свободном конце, закрепленный на топе мачты.
Сорлинь — трос (или цепь), закрепленный за перо руля и за рым на корме судна. С. предотвращает потерю руля при поломке.
Сплесень - соединение троса в месте разрыва или сращивание двух тросов одинаковой толщины.
Стеньга — вертикальное рангоутное дерево, являющееся продолжением мачты.
Стоп-анкер — якорь, имеющий вес около 1/3-1/4 веса станового якоря судна.
Стрела грузовая — приспособление для погрузки и выгрузки грузов. Изготовляется из дерева или металла и оснащается такелажем из стальных и растительных тросов.
Строп грузовой — приспособление для крепления грузов к гаку стрелы или подъемного крана. Изготовляется из растительных или стальных тросов.
Такелаж - растительные или стальные тросы и цепи, являющиеся креплениями рангоута (стоячий такелаж), а также тросы и цепи, с помощью которых осуществляется постановка и уборка парусов, управление парусами и подвижными частями рангоута (бегучий такелаж). Кроме того, к такелажу относятся тросы и цепи, употребляющиеся при грузовых операциях и различных судовых работах.
Талреп винтовой — металлическое приспособление для обтягивания тросов и цепей. На судах талрепы применяются для обтягивания вантин, тросов и цепей.
Тент — парусина, растянутая над палубой судна для защиты от дождя и солнца.
Топ — верхний конец мачты или стеньги.
Топенант — снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.
Топрик — стальной трос, натянутый между верхними концами (нонами) шлюпбалок.
Тренд — нижняя утолщенная часть веретена якоря.
Утка — приспособление для закрепления тросов, состоящее из основания и двух изогнутых, обращенных в противоположные стороны, рожков. На судах находят применение деревянные и металлические утки различных размеров .
Уток — поперечные нити полотнища парусины, мата и т. д.
Фал — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема реев, гафелей, косых парусов (кливеров, стакселей) флагов, флажных сигналов и т.д.
Фалинь — трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки.
Фалреп — обшитый сукном леер парадного трапа.
Фордун — снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стены.
Нижние концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант.
Швартов — растительный или стальной трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).
Шкентель — короткий трос с коушем или блоком.
Шкентель грузовой — трос, наматываемый на барабан грузовой и лебедки и имеющий на свободном конце гак для захватывания груза.
Шкимушгар — однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки и имеющий различное количество каболок. Промышленностью выпускается шкимушгар, свитый из двух и из трех каболок.
Шкот — снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положения нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние утлы пластыря.
Шлаг — петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета.
Шлюпбалка — приспособление для спуска и подъема рабочих и спасательных шлюпок, катеров и т. д., имеющее вид прямой или изогнутой балки. Шлюпбалки делаются коваными, литыми или клепаными и оснащаются соответствующим такелажем — талями, оттяжками, топриком.
Штаг — снасть стоячего такелажа, являющаяся продольным креплением мачт и стеньг. В качестве штагов употребляются стальные жесткие тросы.
Штерт — короткий тонкий трос или линь, употребляемый для каких-либо вспомогательных целей.
Информацию подготовил Богатов Владимир.